Секреты тренинга. Работа с группой

Когда постоянно читаешь тренинги, формируешь группу, ведешь ее, добиваешься результата, и считаешь, что ты неплохо это делаешь, любопытно бывает вдруг оказаться с другой стороны, то есть, в качестве участника тренинга. Я сейчас хожу на курсы немецкого языка в Гете-Институт и, анализируя свое поведение со стороны, понимаю, что как ученица я не подарок. Нахожу в себе все типы проблемных участников тренинга. Определять их и нейтрализовать меня саму когда-то учили на тренинге для тренеров.

Все, кто читает тренинги, знают, что в любой аудитории найдутся «звезды», «агрессоры», «монополисты», которые тянут одеяло на себя и не дают тренеру добиться поставленного результата. Типы таких проблемных участников тренинга хорошо описал в своей очень полезной книге «Практика группового тренинга» Д. Ли.

Террорист-говорун
Признаки этого типа личности я частенько в себе нахожу. Очень любит говорить «Я», подчеркивает, что он-то это точно знает, монополизирует внимание группы и уводит разговор в другое русло.

Что делать?

  • Ищем возможность перехватить инициативу. Это может быть его секундная заминка или пауза для вдоха.
  • Обратив внимание группы на себя, направляем разговор в другое русло. «Да, твое предложение имеет смысл. У кого ещё есть предложения по этому поводу?»
  • Говорим с ним во время перерыва и объясняем, что вам очень приятно видеть его участие в дискуссии, но хотелось бы включить в общение и других.
  • Привлекаем его к работе.

Великий ворчун
Великого ворчуна легко узнать по фразам «Проблема не в том…», «Ну да ладно, это всё прекрасно….», «Но….». Все мы иногда любим поворчать, для тренера важно понять, какие есть причины так себя вести. А если мы ворчим по любому поводу и мешаем работать, значит надо срочно принимать меры.

Что делать?

  • Не вступаем в дискуссию. Позвольте ему выговориться и двигайтесь дальше.
  • Поворачиваем проблему и спрашиваем, что он хотел бы с ней сделать.
  • Признаем жалобу не оценивая , справедлива она или нет, и затем принимаем позитивное решение, сводящее проблему к минимуму.

Фома неверующий
Этот тип похож на Великого Ворчуна, но более глобален. Его скептицизм распространяется на все и ввергает группу в уныние. Любопытно, что очень часто Фома при этом может просто бояться, что сам не справится с теми новыми горизонтами, которые открывает ваш тренинг и поэтому так себя ведет.

Что делать?

  • Очень важно с ним договориться. Придите к соглашению, что если идея или процесс окажутся применимыми и полезными, то время и усилия на обучение оправдаются.
  • Предлагаем отложить суждения до возможности оценить конечный результат.
  • Если отказывается, наведем его на мысль, что единственный способ выяснить, кто прав, а кто нет, довести начатое до конца.

Мы обычно на своих тренингах вначале подробно записываем все претензии Фомы, чтобы в конце вернутся и показать, что мы были правы.

Цветочек
На языковых курсах я обнаружила в себе Цветочек, то есть человека, который стесняется, молчит, не готов к активным действиям. На тренинге обычно это люди — загадки, и вы как тренер не знаете, то ли это внутренние особенности человека, то ли ему неинтересно. Это первое, что нужно выяснить.

Что делать?

  • Пытаемся разобраться в мотивах.
  • Задаем вопросы, на которые он в состоянии ответить.
  • Если он относится к категории людей, предпочитающих слушать, а не говорить, привлекаем к другим видам работы.

Шут
Хорошо, когда на тренинге шутят. Плохо, если это происходит все время и мешает тренингу. Пока я сама в себе не обнаружила Шута, не понимала, что своими шутками могу сделать больно другим людям. С Шутами нужно научиться балансировать между снисходительностью и контролем.

Что делать?

  • Стратегия не в терапии и, тем более, не в хирургии, а в профилактике.
  • В момент, когда он готовит почву для шутки, мы перехватываем инициативу.
  • Объясняем, что время развлечь аудиторию шутками и комичными ситуациями будет предоставлено во время перерывов.

Конспиратор
Этот тип встречается в любой аудитории. Это не один человек, а, скорее, группа в группе, которая концентрируется вокруг одного человека. Конспираторы объединены своей собственной дискуссией, и это нужно хорошо понимать, чтобы вернуть себе контроль над ситуацией.

Что делать?

  • Игнорируем и работаем дальше.
  • Перестаньте говорить и посмотрите. Выдержите паузу.
  • Спросите, есть ли вопрос для обсуждения с аудиторией.
  • Обратитесь не к главному Конспиратору, а к тому, кто его слушает. Если отвлечь внимание аудитории, то Конспиратору не перед кем будет шептать.

К чести моего преподавателя на языковых курсах со всеми проблемными типами личности он справляется, и я у него многому учусь. Не только в области языка, но и в том, как проводить тренинги для взрослых.

Буду рада, если дополните своими советами по работе с аудиторией.

Комментарии

комментариев

Метки: , , , , , , , ,

Рекомендуем почитать

Автор
Я медиа-менеджер. Работа позволяет мне встречаться с интересными людьми и каждый день узнавать что-нибудь новое. Я люблю учиться и делиться новой информацией с подругами.
Предыдущая публикация Следующая публикация

Комментарии

    • Гулим
    • 29.10.2012
    Ответить

    Поняла, почему мне не нравились языковые группы, потому что я там Цветочек и много первых трех, а преподаватели, которые мне встречались, давали им иницативу. Поэтому в итоге я предпочла индивидуальные занятия — важнее выучить язык в комфортной среде — для меня.

    • Лось
    • 29.10.2012
    Ответить

    Интересно, а какие тренинги проводите?

      • Ольга
      • 29.10.2012
      Ответить

      По большей части для журналистов. Но бывает иногда по взаимодействию со СМИ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

0 публикаций